23 апреля 1880 года в семье купца в Санкт-Петербурге родился Михаил Фокин - представитель классического романтического балета. Мать мальчика мечтала о сцене, хотела стать знаменитой артисткой, но к сожалению, не сложилось, поэтому любовь к творчеству она передала детям. Миша рос стройным и изящным мальчиком - казалось бы, светлое будущее в балете предопределено. Но отец был серьезно против, он считал, что танцы - не мужское дело, его дети не будут этим заниматься. Екатерина Андреевна не смирилась с решением мужа и в 1889 году тайно отправила сына в Императорское Театральное училище.
В 1890 году Михаил впервые выступил на профессиональной сцене, а в 1892 участвовал в премьере знаменитого балета «Щелкунчик». В училище главный упор делался на улучшение хореографии, остальные предметы считались второстепенными. Молодой человек делал большие успехи в учебе, помимо этого, успевал рисовать и изучать игру на музыкальных инструментах: домре, балалайке, скрипке и фортепьяно.
После учебы Фокин устроился в балетную группу Мариинского театра, где стал солистом. Но с каждой сольной партией у него нарастало недовольство танцем и он искал недостающие фрагменты.
В 1902 году случился переворот - танцора пригласили преподавать в классе женского балета в родном Театральном училище - именно здесь он реализовал идеи в балете и вернул себе любовь к танцу.
Фокин начал бороться за уход от традиционного балетного искусства, писал письма в дирекцию Императорских театров, набирал соратников и ставил сценические эксперименты. Первой успешной постановкой стал балет «Ацис и Галатея», в котором уже появились отклонения от привычного танца.
Закрепить успех помог спектакль «Сон в летнюю ночь». На премьере собралось много критиков и художников, которые были впечатлены индивидуальность подачи. После этого у Фокина начали заказывать постановки в новом для зрителя стиле.
Предлагаем посмотреть 3 запоминающиеся постановки великого хореографа:
1) «Жар-птица» - балет, в котором Фокин выступил не только хореографом, но и исполнителем главной роли – Ивана-царевича. Это история из детских сказок, о злом Кощее и прекрасной красавице, где связующая роль достается волшебной птице - она заманила царевича в сад к Кощею и подарила золотое перо, которое в будущем пригодится для спасения царевны и победы над бессмертным злодеем.
2) «Павильон Армиды» основан на новелле Теофиля Готье «Омфала». Молодой человек приезжает погостить к дядюшке, тот селит гостя в парковом павильоне, в котором на стене висит загадочный гобелен с изображением царицы Омфалы. Ночью гобелен оживает - девушка выходит из него, у них с молодым человеком завязывается роман. Через неделю дядюшка замечает происходящее и продает полотно. После чего парень начинает упорные поиски картины.
3) «Видение розы» основан на стихотворении Теофиля Готье. После бала девушка приходит домой и сразу же проваливается в сон. Во сне ей является цветок, украшающий ее платье в этот вечер.
В сборник литературного наследия выдающегося русского балетмейстера начала XX века М. М. Фокина входит одноименная книга воспоминаний, а также статьи, письма. Книга особенно интересна специалистам-теоретикам и практикам балета, а также читателям, интересующимся театральным искусством.